ПОЛОЖЕНИЕ
об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в МБОУ СОШ №50 (далее – Положение, Школа) определяет цели и задачи проектной и учебно-исследовательской деятельности Школы, порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных и исследовательских работ учащихся.
1.2. Настоящее положение разработано на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 17.05.2012 № 413;
- Федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372;
- Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370;
- Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371;
- Устава МБОУ СОШ №50.
1.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность (далее – ПД) является обязательной составляющей образовательного процесса Школы, обеспечивающей достижение учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) всех уровней образования.
1.4. ПД является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, способствует повышению качества образования, развитию персональных компетентностей учащихся, их успешной социализации.
1.5. ПД учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления.
1.6. ПД учащихся является одним из способов оценки достижения метапредметных результатов ООП всех уровней образования.
1.7. ПД, являясь составной частью образовательного процесса Школы, осуществляется в рамках учебно-урочной и внеурочной деятельности в течение всего учебного года.
1.8. Проекты и учебно-исследовательские работы, выполняемые учащимися, могут быть коллективными, групповыми, индивидуальными.
1.9. Проект или учебно-исследовательская работа может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
1.10. Учащийся или группа учащихся самостоятельно определяет тему проектной или учебно-исследовательской работы.
1.11. Учителя-предметники курируют проектную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся по своим предметам.
1.12. Классные руководители осуществляют контроль за соблюдением сроков выполнения проектов и учебно-исследовательских работ учащимися, координируют и консультируют родителей (по мере необходимости).
2. Цель и задачи организации ПД
2.1. Цель: обеспечение достижения учащимися планируемых образовательных результатов освоения ООП всех уровней образования: личностных, предметных и метапредметных.
2.2. Задачи:
2.2.1. Формирование у учащихся навыков:
- определения проблематики;
- целеполагания;
- планирования деятельности;
- сбора и обработки информации, выбора материалов;
- публичного выступления;
- позитивного отношения к деятельности.
2.2.2. Формирование у учащихся умений:
- коммуникационных;
- презентационных;
- рефлексивно-оценочных.
2.2.3. Развитие креативности, абстрактного и критического мышления учащихся.
2.2.4. Формирование ключевых компетентностей учащихся:
- социальной – способности действовать в социуме с учетом позиций других людей;
- коммуникативной – способности вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
- предметной – способности анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры;
- организаторской – способности освоения управленческой позиции;
- исследовательской – способности собирать, анализировать, структурировать и презентовать материал.
3. Формы организации ПД учащихся на уровне начального общего образования
3.1. ПД учащихся на уровне начального общего образования может осуществляться в рамках урочной и внеурочной деятельности.
3.2. ПД осуществляют учащиеся 3-4 классов.
3.2. На урочных занятиях для формирования и развития у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности педагоги Школы могут использовать:
- типы уроков: урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защиту исследовательских проектов, урок-экспертизу, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
- метод обучения – учебный эксперимент, который обеспечивает освоение учащимися таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
- домашние задания исследовательского характера, которые могут сочетать в себе разнообразные виды учебных исследований, в том числе протяженных во времени.
3.3. Результаты мониторинга достижения планируемых результатов учащимися фиксируются в их личных портфолио, итоговых протоколах, административных справках и утверждаются приказом директора Школы.
3.4. Для выявления уровня планируемых образовательных результатов учащимися, предусмотренных ООП НОО, по окончании обучения на уровне НОО (в 4-м классе) проводится мониторинг через выполнение учащимися группового мини-проекта или (по желанию учащегося) индивидуальный мини-проект.
3.5. На внеурочных занятиях педагоги Школы используют такие виды организации деятельности:
- исследовательскую практику учащихся;
- образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность учащихся, в том числе исследовательского характера;
- участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
3.6. Каждый учащийся имеет право дополнительно принимать участие в научно-исследовательской и проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности.
3.7. Результаты работы любого учащегося могут быть представлены на научно-практической конференции различного уровня в соответствии с требованиями, предъявляемыми организаторами научно-практической конференции. Решение об участии согласовывается с руководителем проекта, родителем (законным представителем) учащегося и администрацией Школы.
4. Содержание проектной деятельности учащихся на уровне основного общего и среднего общего образования. Итоговый индивидуальный проект
4.1. Выполнение учащимися 5 – 11-х классов групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов является основой для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
4.2. Учащиеся 9 – 11-х классов выполняют итоговый индивидуальный проект. Выполнение итогового индивидуального проекта является обязательным.
4.3. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки личностных, предметных и метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования.
4.4. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.
4.5. Информация о выполнении учащимся 9-го класса итогового индивидуального проекта в аттестат об освоении основного общего образования вносится в соответствии с Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.02.2023 № 130 "О внесении изменения в Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»
4.6. Итоговая отметка в аттестат об освоении среднего общего образования по дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется в соответствии Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.02.2023 № 130 "О внесении изменения в Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»
4.7. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее – проект) выполняются учащимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и др.).
4.8. Выбор темы проекта осуществляется учащимися.
4.9. Виды проектов:
4.9.1. В 5–9-х классах:
- информационный проект;
- творческий проект;
- исследовательский проект;
- технический проект;
- прикладной.
4.9.2. В 10–11-х классах:
- творческий проект
- инженерный проект
- социальный проект
- исследовательский проект
- экономический проект (бизнес-проект)
- инновационный
- прикладной
4.9.3. Исследовательский проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической части.
4.9.4. Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника (участников) проекта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т. д.
4.9.5. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ.
4.9.6. Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Примером такого проекта может служить постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм и т.д..
4.9.7. Социальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной социально значимой тематике.
4.9.8. Конструкторский проект предполагает создание материального объекта, макета, иного конструкторского изделия с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.
4.9.9. Инженерный проект представляет собой проект с инженерно-техническим содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования (инженерного решения) какого-то объекта с описанием и научным обоснованием его применения.
4.10. Результатом проекта является одна из следующих работ:
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчетные материалы по социальному проекту.
4.11. Проект или учебное исследование может раскрывать один из аспектов выбранной проблемы – тем самым быть открытым, предоставляющим другим учащимся или группам учащихся возможность продолжить изучение новых граней этой проблемы.
4.12. В проектной или исследовательской работе не допускаются какие-либо виды плагиата. Использование информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе на интернет-ресурсы.
5. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности
5.1. Учитель-предметник курирует учащихся, избравших темы для выполнения своих проектов и исследовательских работ по его предмету.
5.2. Руководителем проекта является учитель, ведущий учебный предмет, с которым связана тема проекта учащегося.
5.3. Перечень тем проектных и исследовательских работ может быть изменен или дополнен в течение первого полугодия, но не позднее 10ноября текущего учебного года. Одну и ту же тему проекта могут выбрать несколько учащихся.
5.4. Изменение темы проекта учащимися не выпускных классов допускается по согласованию с заместителем директора, курирующим проектную и учебно-исследовательскую деятельность.
5.5. Этапы и сроки выполнения проектной и (или) исследовательской работы:
5.5.1. Подготовительный этап – сентябрь текущего учебного года:
- определение темы проекта;
- разработка плана реализации проекта.
5.5.2. Основной этап – октябрь – январь – февраль текущего учебного года:
- поиск и анализ необходимой литературы;
- согласование с руководителем рабочих материалов;
- апробация метода исследования;
- проведение исследования;
- редактирование и оформление текстовой части;
- оформление презентации;
- промежуточная защита, корректировка (при необходимости).
5.5.3. Заключительный этап – январь – апрель текущего учебного года:
- подготовка выступления;
- защита проекта, оценка результата, рефлексия.
5.6. Защита проектных и исследовательских работ учащихся 5 – 7-х осуществляется в первую учебную неделю четвертой четверти, 8, 9 – 11-х классов в последнюю неделю января текущего учебного года.
5.7. Защита итогового индивидуального проекта учащимися 9 – 11-х классов, проектов 5 – 8 классов осуществляется перед экспертной комиссией, созданной по отдельному приказу директора Школы. Защита проектов учащимися 3 – 4 классов осуществляется в классе.
5.8. Учащиеся, представившие защиту проектной работы на более высоком уровне (районный, региональный, всероссийский) и получившие результат победителя или призера, освобождаются от защиты проектной работы на школьном уровне. В протокол защиты проектных работ выставляется отметка «отлично».
5.9. В состав материалов, подготовленных для защиты итогового индивидуального проекта учащимися 5 – 11-х классов, включаются:
- выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
- мультимедийная презентация проекта;
- лист оценивания руководителем проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- лист самооценки проекта учащимся 5 – 11-х классов
5.10. Учащиеся, имеющие медицинские показания или заключения ПМПК, пишут проекты в упрощенной форме, которая с учетом возможностей ребенка определяется учителем-предметником и классным руководителем.
6. Требования к оформлению проектов
6.1. Общие требования к структуре проектной и учебно-исследовательской работы:
6.1.1. Первый лист – титульный:
- наименование учебного заведения, где выполнена работа;
- тема работы;
- Ф. И. О. автора (полностью), класс;
- Ф. И. О. руководителя;
- город и год.
6.1.2. Второй лист – оглавление (указывается наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал).
6.1.3. Третий лист – введение:
- краткая характеристика современного состояния проблемы;
- обоснование актуальности темы исследования и выполняемой работы, ее научной и практической значимости;
- формулирование цели;
- определение задач по ее достижению;
- объект и предмет исследования;
- гипотеза (указывается при создании учебно-исследовательского проекта);
- характеристика методов исследования.
6.1.4.Теоретическая часть проектной работы.
6.1.5. Практическая часть проектной работы, методы исследования.
6.1.6. Выводы (заключение) – кратко формулируются результаты работы над проектом и намечаются перспективы для дальнейшей работы.
6.1.7. Литература – список использованной литературы размещается в конце работы в алфавитном порядке. Каждая книга, статья записывается с красной строки.
6.1.8. Приложения.
6.2. Письменная часть выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см
7. Критерии оценивания проектов
7.1. Проект учащихся оценивается по следующим направлениям:
7.1.1. Сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и др.
7.1.2. Сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
7.1.3. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
7.1.4. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
7.2. Проект учащегося оценивается по следующим критериям:
Критерии |
Показатели критериев |
||||
3 балла |
2 балла |
1 балла |
|||
Структура проекта |
|||||
Соответствие стандартам оформления |
Наличие титульного листа, оглавления, введения, основной и заключительной части, библиографии, приложений. Композиционная целостность текста |
Нарушение структуры оформления не влияет на логику и композиционную целостность текста |
Нарушение структуры оформления приводит к нарушению композиционной целостности текста, отсутствию логики изложения проекта |
||
Оценка содержания проектной папки |
|||||
Актуальность и соответствие проекта заявленной теме |
Актуальность проблематики проекта и востребованность результата убедительны. Соответствие проблемы, цели, результата и темы заявленного проекта |
Актуальность и востребованность результата убедительны. Цель и результат адекватны проблеме Тема требует некоторой корректировки по отношению к проблеме |
Актуальность и востребованность не убедительны. Цель и продукт требуют корректировки по отношению к проблеме |
||
Системность (логичность). Лаконичность |
Целостность, соподчинение частей текста. Простота и ясность изложения |
Целостность, соподчинение частей текста. Отсутствует лаконичность |
Логика текста нарушена. Лаконичность граничит с примитивностью рассуждений |
||
Содержательность приложений |
Приложения качественные, полностью соответствуют содержанию |
Приложения качественные, в основном соответствуют содержанию по наполняемости |
Приложения не качественные, многие не соответствуют содержанию Отсутствие приложений – 0 баллов |
||
Оценка культуры презентации |
|||||
Качество доклада |
Композиционная целостность. Полнота, краткость, четкость, ясность представленного материала |
Нарушена композиционная целостность. Процесс и подходы к решению проблемы раскрыты частично |
Не раскрыты процесс и подходы к решению проблемы. Нечеткость и неясность формулировок |
||
Участие в дискуссии |
Понимание сущности вопроса и адекватность ответов. Полнота, содержательность, аргументированность, убедительность и лаконичность ответов |
Понимание сущности вопроса, но при этом отсутствие аргументации, неумение использовать вопрос для раскрытия сильных сторон проекта |
Непонимание сущности большинства вопросов и неадекватность ответов или их отсутствие |
||
Информационно-наглядное сопровождение выступления |
Использование четкого видеоряда, доступного для восприятия зрителей соответственно логике выступления на протяжении всей защиты |
Неумение усиливать доклад демонстрацией видеоряда на протяжении всей презентации. Или неумение говорить без конспекта, но демонстрация видеоряда соответствует логике выступления. |
Неумение говорить без конспекта, речь не сопровождается демонстрацией видеоряда |
||
Самооценка Выводы. Рефлексия |
Выводы сделаны в соответствии с целями, задачами, требованиями к продукту. Самооценка процесса является объективной: указаны пути улучшения продукта, процесса проектирования на различных стадиях |
Выводы сделаны в соответствии с целями, задачами, требованиями к продукту. Не указаны пути улучшения продукта и процесса проектирования |
Выводы не соответствуют целям, задачам, требованиям к продукту. Самооценка продукта проведена без учета цели и требований к продукту. Не указаны пути улучшения продукта и процесса проектирования |
||
Оценка продукта |
|||||
Качество продукта |
Новизна и оригинальность продукта. Отсутствие претензий к качеству изделия. Соответствие изделия идее проекта. Практическая значимость продукта |
Соответствие изделия идее проекта. Практическая значимость продукта. Но в продукте отсутствует новизна и оригинальность и есть замечания к качеству продукта |
Продукт не соответствует общей идее проекта, есть замечания к качеству и практической целесообразности продукта. Отсутствие продукта – 0 баллов |
||
7.3. Максимальное количество баллов-27, перевод баллов в отметку.
Количество баллов |
27-24 |
23-20 |
19-14 |
13-0 |
Отметка |
5 (отлично) |
4 (хорошо) |
3 (удовлетворительно) |
2 (неудовлетворительно) |
7.4. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект и работа к защите не допускаются.
8. Функциональные обязанности участников ПД
8.1. Функции администрации Школы включают:
- разработку нормативных методических документов, определяющих требования, предъявляемые к организации ПД, проектным и исследовательским работам учащихся;
- определение графика ПД учащихся, включая утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;
- обеспечение материально-технической базы для ПД;
- осуществление общего контроля ПД;
- определение предметных тематических блоков, в рамках которых будет осуществляться ПД;
- согласование примерного перечня тем для проектных и учебно-исследовательских работ;
- координация межпредметных связей в рамках ПД.
8.2. Учителя – руководители проектов, являются ключевыми фигурами, непосредственно организующими и контролирующими осуществление учащимися ПД, и выполняют следующие функции:
- проведение консультаций для учащихся по выполнению проектов и исследовательских работ;
- руководство ПД в рамках согласованного объекта исследования;
- осуществление методической поддержки проектной деятельности;
- планирование совместно с учащимися работы в течение всего проектного периода;
- поэтапное отслеживание результатов ПД;
- координация внутригрупповой работы учащихся, если проектная или исследовательская работа выполняется в группе;
- информирование учащихся о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных и исследовательских работ, порядке и сроках их выполнения;
- организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов;
- контроль за внешкольной ПД учащихся;
- участие в подготовке общешкольной научно-практической конференции.
8.3. Функции библиотекаря Школы:
- участие в ресурсном обеспечении ПД учащихся;
- обеспечение возможности использования видео- и медиатеки учащимися в ходе ПД.
8.4. Функции педагога-психолога:
- диагностика затруднений учащихся в ходе ПД;
- оказание своевременной психологической помощи и поддержки учащимся, испытывающим трудности в ходе работы над проектами и исследовательскими работами;
- индивидуальное и групповое консультирование учащихся и педагогов.
9. Поощрение участников проектной деятельности
9.1. Авторы и руководители проектных и исследовательских работ, представленных на общешкольную научно-практическую конференцию, награждаются дипломами 1-й, 2-й, 3-й степени, дипломами участников.