МБОУ «СОШ № 50»
город Слюдянка
  • Проектная деятельность

    ПОЛОЖЕНИЕ
    об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее «Положение об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в МБОУ СОШ №50 (далее – Положение, Школа) определяет цели и задачи проектной и учебно-исследовательской деятельности Школы, порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных и исследовательских работ учащихся.

    1.2. Настоящее положение разработано на основе:

    1.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность (далее – ПД) является обязательной составляющей образовательного процесса Школы, обеспечивающей достижение учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) всех уровней образования.

    1.4. ПД является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, способствует повышению качества образования, развитию персональных компетентностей учащихся, их успешной социализации.

    1.5. ПД учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления.

    1.6. ПД учащихся является одним из способов оценки достижения метапредметных результатов ООП всех уровней образования.

    1.7. ПД, являясь составной частью образовательного процесса Школы, осуществляется в рамках учебно-урочной и внеурочной деятельности в течение всего учебного года.

    1.8. Проекты и учебно-исследовательские работы, выполняемые учащимися, могут быть коллективными, групповыми, индивидуальными.

    1.9. Проект или учебно-исследовательская работа может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.

    1.10. Учащийся или группа учащихся самостоятельно определяет тему проектной или учебно-исследовательской работы.

    1.11. Учителя-предметники курируют проектную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся по своим предметам.

    1.12. Классные руководители осуществляют контроль за соблюдением сроков выполнения проектов и учебно-исследовательских работ учащимися, координируют и консультируют родителей (по мере необходимости).

    2. Цель и задачи организации ПД

    2.1. Цель: обеспечение достижения учащимися планируемых образовательных результатов освоения ООП всех уровней образования: личностных, предметных и метапредметных.

    2.2. Задачи:

    2.2.1. Формирование у учащихся навыков:

    • определения проблематики;
    • целеполагания;
    • планирования деятельности;
    • сбора и обработки информации, выбора материалов;
    • публичного выступления;
    • позитивного отношения к деятельности.

    2.2.2. Формирование у учащихся умений:

    • коммуникационных;
    • презентационных;
    • рефлексивно-оценочных.

    2.2.3. Развитие креативности, абстрактного и критического мышления учащихся.

    2.2.4. Формирование ключевых компетентностей учащихся:

    • социальной – способности действовать в социуме с учетом позиций других людей;
    • коммуникативной – способности вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
    • предметной – способности анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры;
    • организаторской – способности освоения управленческой позиции;
    • исследовательской – способности собирать, анализировать, структурировать и презентовать материал.

    3. Формы организации ПД учащихся на уровне начального общего образования

    3.1. ПД учащихся на уровне начального общего образования может осуществляться в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    3.2. ПД осуществляют учащиеся 3-4 классов.

    3.2. На урочных занятиях для формирования и развития у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности педагоги Школы могут использовать:

    • типы уроков: урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защиту исследовательских проектов, урок-экспертизу, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
    • метод обучения – учебный эксперимент, который обеспечивает освоение учащимися таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
    • домашние задания исследовательского характера, которые могут сочетать в себе разнообразные виды учебных исследований, в том числе протяженных во времени.

    3.3. Результаты мониторинга достижения планируемых результатов учащимися фиксируются в их личных портфолио, итоговых протоколах, административных справках и утверждаются приказом директора Школы.

    3.4. Для выявления уровня планируемых образовательных результатов учащимися, предусмотренных ООП НОО, по окончании обучения на уровне НОО (в 4-м классе) проводится мониторинг через выполнение учащимися группового мини-проекта или (по желанию учащегося) индивидуальный мини-проект.

    3.5. На внеурочных занятиях педагоги Школы используют такие виды организации деятельности:

    • исследовательскую практику учащихся;
    • образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность учащихся, в том числе исследовательского характера;
    • участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

    3.6. Каждый учащийся имеет право дополнительно принимать участие в научно-исследовательской и проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности.

    3.7. Результаты работы любого учащегося могут быть представлены на научно-практической конференции различного уровня в соответствии с требованиями, предъявляемыми организаторами научно-практической конференции. Решение об участии согласовывается с руководителем проекта, родителем (законным представителем) учащегося и администрацией Школы.

    4. Содержание проектной деятельности учащихся на уровне основного общего и среднего общего образования. Итоговый индивидуальный проект

    4.1. Выполнение учащимися 5 – 11-х классов групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов является основой для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.

    4.2. Учащиеся 9 – 11-х классов выполняют итоговый индивидуальный проект. Выполнение итогового индивидуального проекта является обязательным.

    4.3. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки личностных, предметных и метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования.

    4.4. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.

    4.5. Информация о выполнении учащимся 9-го класса итогового индивидуального проекта в аттестат об освоении основного общего образования вносится в соответствии с Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546, приказом  Министерства просвещения Российской Федерации от 22.02.2023 № 130 "О внесении изменения в Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»

    4.6. Итоговая отметка в аттестат об освоении среднего общего образования по дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется в соответствии Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546, приказом  Министерства просвещения Российской Федерации от 22.02.2023 № 130 "О внесении изменения в Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»

    4.7. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее – проект) выполняются учащимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и др.).

    4.8. Выбор темы проекта осуществляется учащимися.

    4.9. Виды проектов:

    4.9.1. В 5–9-х классах:

    • информационный проект;
    • творческий проект;
    • исследовательский проект;
    • технический проект;
    • прикладной.

    4.9.2. В 10–11-х классах:

    • творческий проект
    • инженерный проект
    • социальный проект
    • исследовательский проект
    • экономический проект (бизнес-проект)
    •  инновационный
    •  прикладной

    4.9.3. Исследовательский проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической части.

    4.9.4. Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника (участников) проекта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т. д.

    4.9.5. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ.

    4.9.6. Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Примером такого проекта может служить постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм и т.д..

    4.9.7. Социальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной социально значимой тематике.

    4.9.8. Конструкторский проект предполагает создание материального объекта, макета, иного конструкторского изделия с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.

    4.9.9. Инженерный проект представляет собой проект с инженерно-техническим содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования (инженерного решения) какого-то объекта с описанием и научным обоснованием его применения.

    4.10. Результатом проекта является одна из следующих работ:

    • письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
    • художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
    • материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
    • отчетные материалы по социальному проекту.

    4.11. Проект или учебное исследование может раскрывать один из аспектов выбранной проблемы – тем самым быть открытым, предоставляющим другим учащимся или группам учащихся возможность продолжить изучение новых граней этой проблемы.

    4.12. В проектной или исследовательской работе не допускаются какие-либо виды плагиата. Использование информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе на интернет-ресурсы.

    5. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности

    5.1. Учитель-предметник курирует учащихся, избравших темы для выполнения своих проектов и исследовательских работ по его предмету.

    5.2. Руководителем проекта является учитель, ведущий учебный предмет, с которым связана тема проекта учащегося.

    5.3. Перечень тем проектных и исследовательских работ может быть изменен или дополнен в течение первого полугодия, но не позднее 10ноября  текущего учебного года. Одну и ту же тему проекта могут выбрать несколько учащихся.

    5.4. Изменение темы проекта учащимися не выпускных классов допускается по согласованию с заместителем директора, курирующим проектную и учебно-исследовательскую деятельность.

    5.5. Этапы и сроки выполнения проектной и (или) исследовательской работы:

    5.5.1. Подготовительный этап – сентябрь текущего учебного года:

    • определение темы проекта;
    • разработка плана реализации проекта.

    5.5.2. Основной этап – октябрь – январь – февраль текущего учебного года:

    • поиск и анализ необходимой литературы;
    • согласование с руководителем рабочих материалов;
    • апробация метода исследования;
    • проведение исследования;
    • редактирование и оформление текстовой части;
    • оформление презентации;
    • промежуточная защита, корректировка (при необходимости).

    5.5.3. Заключительный этап – январь – апрель текущего учебного года:

    • подготовка выступления;
    • защита проекта, оценка результата, рефлексия.

    5.6. Защита проектных и исследовательских работ учащихся 5 – 7-х осуществляется в первую учебную неделю четвертой четверти, 8, 9 – 11-х классов в последнюю неделю января текущего учебного года.

    5.7. Защита итогового индивидуального проекта учащимися 9 – 11-х классов, проектов 5 – 8 классов осуществляется перед экспертной комиссией, созданной по отдельному приказу директора Школы. Защита проектов учащимися 3 – 4 классов осуществляется в классе.

    5.8. Учащиеся, представившие защиту проектной работы на более высоком уровне (районный, региональный, всероссийский) и получившие результат победителя или призера, освобождаются от защиты проектной работы на школьном уровне. В протокол защиты проектных работ выставляется отметка «отлично».

    5.9. В состав материалов, подготовленных для защиты итогового индивидуального проекта учащимися 5 – 11-х классов, включаются:

    • выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
    • мультимедийная презентация проекта;
    • лист оценивания руководителем проектной и учебно-исследовательской деятельности;
    • лист самооценки проекта учащимся 5 – 11-х классов

    5.10. Учащиеся, имеющие медицинские показания или заключения ПМПК, пишут проекты в упрощенной форме, которая с учетом возможностей ребенка определяется учителем-предметником и классным руководителем.

    6. Требования к оформлению проектов

    6.1. Общие требования к структуре проектной и учебно-исследовательской работы:

    6.1.1. Первый лист – титульный:

    • наименование учебного заведения, где выполнена работа;
    • тема работы;
    • Ф. И. О. автора (полностью), класс;
    • Ф. И. О. руководителя;
    • город и год.

    6.1.2. Второй лист – оглавление (указывается наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал).

    6.1.3. Третий лист – введение:

    • краткая характеристика современного состояния проблемы;
    • обоснование актуальности темы исследования и выполняемой работы, ее научной и практической значимости;
    • формулирование цели;
    • определение задач по ее достижению;
    • объект и предмет исследования;
    • гипотеза (указывается при создании учебно-исследовательского проекта);
    • характеристика методов исследования.

    6.1.4.Теоретическая часть проектной работы.

    6.1.5. Практическая часть проектной работы, методы исследования.

    6.1.6. Выводы (заключение) – кратко формулируются результаты работы над проектом и намечаются перспективы для дальнейшей работы.

    6.1.7. Литература – список использованной литературы размещается в конце работы в алфавитном порядке. Каждая книга, статья записывается с красной строки.

    6.1.8. Приложения.

    6.2. Письменная часть выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см

                                         7. Критерии оценивания проектов

    7.1. Проект учащихся оценивается по следующим направлениям:

    7.1.1. Сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и др.

    7.1.2. Сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

    7.1.3. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

    7.1.4. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

    7.2. Проект учащегося оценивается по следующим критериям:

    Критерии

    Показатели критериев

    3 балла

    2 балла

    1 балла

    Структура проекта

    Соответствие стандартам оформления

    Наличие титульного листа, оглавления, введения, основной и заключительной части, библиографии, приложений. Композиционная целостность текста

    Нарушение структуры оформления не влияет на логику и композиционную целостность текста

    Нарушение структуры оформления приводит к нарушению композиционной целостности текста, отсутствию логики изложения проекта

    Оценка содержания проектной папки

    Актуальность и соответствие проекта заявленной теме

    Актуальность проблематики проекта и востребованность результата убедительны. Соответствие проблемы, цели, результата и темы заявленного проекта

    Актуальность и востребованность результата убедительны.

    Цель и результат адекватны проблеме

    Тема требует некоторой корректировки по отношению к проблеме

    Актуальность и востребованность не убедительны.

    Цель и продукт требуют корректировки по отношению к проблеме

    Системность (логичность). Лаконичность

    Целостность, соподчинение частей текста.

    Простота и ясность изложения

    Целостность, соподчинение частей текста. Отсутствует лаконичность

    Логика текста нарушена. Лаконичность граничит с примитивностью рассуждений

    Содержательность приложений

    Приложения качественные, полностью соответствуют содержанию

    Приложения качественные, в основном соответствуют содержанию по наполняемости

    Приложения не качественные, многие не соответствуют содержанию

    Отсутствие приложений – 0 баллов

    Оценка культуры презентации

    Качество доклада

    Композиционная целостность. Полнота, краткость, четкость, ясность представленного материала

    Нарушена композиционная целостность.

    Процесс и подходы к решению проблемы раскрыты частично

    Не раскрыты процесс и подходы к решению проблемы.

    Нечеткость и неясность формулировок

    Участие в дискуссии

    Понимание сущности вопроса и адекватность ответов. Полнота, содержательность, аргументированность, убедительность и лаконичность ответов

    Понимание сущности вопроса, но при этом отсутствие аргументации, неумение использовать вопрос для раскрытия сильных сторон проекта

    Непонимание сущности большинства вопросов и неадекватность ответов или их отсутствие

    Информационно-наглядное сопровождение выступления

    Использование четкого видеоряда, доступного для восприятия зрителей соответственно логике выступления на протяжении всей защиты

    Неумение усиливать доклад демонстрацией видеоряда на протяжении всей презентации.

    Или неумение говорить без конспекта, но демонстрация видеоряда соответствует логике выступления.

    Неумение говорить без конспекта, речь не сопровождается демонстрацией видеоряда

    Самооценка

    Выводы. Рефлексия

    Выводы сделаны в соответствии с целями, задачами, требованиями к продукту. Самооценка процесса является объективной: указаны пути улучшения продукта,  процесса проектирования на различных стадиях

    Выводы сделаны в соответствии с целями, задачами, требованиями к продукту.

    Не указаны пути улучшения продукта и процесса проектирования

    Выводы не соответствуют целям, задачам, требованиям к продукту.

    Самооценка продукта проведена без учета цели и требований к продукту. Не указаны пути улучшения продукта и процесса проектирования

    Оценка продукта

    Качество продукта

    Новизна и оригинальность продукта.

    Отсутствие претензий к качеству изделия.

    Соответствие изделия идее проекта.

    Практическая значимость продукта

    Соответствие изделия идее проекта.

    Практическая значимость продукта.

    Но в продукте отсутствует новизна и оригинальность и есть замечания к качеству продукта

    Продукт не соответствует общей идее проекта, есть замечания к качеству и практической целесообразности продукта.

    Отсутствие продукта – 0 баллов

    7.3. Максимальное количество баллов-27, перевод баллов в отметку.

    Количество баллов

      27-24

    23-20

    19-14

    13-0

    Отметка

    5

    (отлично)

    4

    (хорошо)

    3

    (удовлетворительно)

    2

    (неудовлетворительно)

    7.4. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект и работа к защите не допускаются.

                                   8. Функциональные обязанности участников ПД

    8.1. Функции администрации Школы включают:

    • разработку нормативных методических документов, определяющих требования, предъявляемые к организации ПД, проектным и исследовательским работам учащихся;
    • определение графика ПД учащихся, включая утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;
    • обеспечение материально-технической базы для ПД;
    • осуществление общего контроля ПД;
    • определение предметных тематических блоков, в рамках которых будет осуществляться ПД;
    • согласование примерного перечня тем для проектных и учебно-исследовательских работ;
    • координация межпредметных связей в рамках ПД.

    8.2. Учителя – руководители проектов, являются ключевыми фигурами, непосредственно организующими и контролирующими осуществление учащимися ПД, и выполняют следующие функции:

    • проведение консультаций для учащихся по выполнению проектов и исследовательских работ;
    • руководство ПД в рамках согласованного объекта исследования;
    • осуществление методической поддержки проектной деятельности;
    • планирование совместно с учащимися работы в течение всего проектного периода;
    • поэтапное отслеживание результатов ПД;
    • координация внутригрупповой работы учащихся, если проектная или исследовательская работа выполняется в группе;
    • информирование учащихся о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных и исследовательских работ, порядке и сроках их выполнения;
    • организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов;
    • контроль за внешкольной ПД учащихся;
    • участие в подготовке общешкольной научно-практической конференции.

    8.3. Функции библиотекаря Школы:

    • участие в ресурсном обеспечении ПД учащихся;
    • обеспечение возможности использования видео-  и медиатеки учащимися в ходе ПД.

    8.4. Функции педагога-психолога:

    • диагностика затруднений учащихся в ходе ПД;
    • оказание своевременной психологической помощи и поддержки учащимся, испытывающим трудности в ходе работы над проектами и исследовательскими работами;
    • индивидуальное и групповое консультирование учащихся и педагогов.

    9. Поощрение участников проектной деятельности

    9.1. Авторы и руководители проектных и исследовательских работ, представленных на общешкольную научно-практическую конференцию, награждаются дипломами 1-й, 2-й, 3-й степени, дипломами участников.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie